Методические рекомендации для педагогических работников по
профилактике проявлений терроризма и экстремизма в образовательных организациях
Профилактика проявлений терроризма и экстремизма в образовательных организациях должна быть ориентирована на решение следующих задач:
1. Недопущение распространения идеологии терроризма среди учащихся;
2. Формирование в молодежной среде неприятия идеологии терроризма в различных ее проявлениях.
Для решения указанных задач представляется целесообразным:
I. Организовать постоянный мониторинг общественного мнения в молодежной среде в целях выявления радикальных настроений среди учащихся и студентов, в т.ч.:
- проводить регулярные опросы учащейся молодежи об отношении к терроризму как способу решения социальных, экономических, политических религиозных и национальных проблем и противоречий;
- осуществлять контроль за деятельностью неформальных молодежных группировок и национальных сообществ (установление лидеров, активных членов, задач и характера активности);
- проводить личные беседы с учащимися, наиболее подверженными влиянию террористических идей (дети из неблагополучных семей; выходцы из семей террористов и пособников, осужденных или уничтоженных в ходе проведения специальных операций и др., учащиеся с выраженным изменением социального поведения, религиозного мировоззрения). Определение круга таких лиц полагаем целесообразным проводить с учетом консультаций специалистов - психологов, социологов;
- обеспечить взаимодействие с правоохранительными органами для своевременного пресечения выявленных угроз террористического характера (пример угрозы - поступившая информация о намерении учащегося принять участие в деятельности террористических организаций или оказывать поддержку такой деятельности).
2. Разъяснять на постоянной основе сущность и общественную опасность терроризма, ответственность за совершение действий террористического характера, в т.ч.:
- организовывать тематические классные часы (например, «Мировое сообщество и терроризм», «Законодательство Российской Федерации в сфере противодействия терроризму» и т.п.);
- организовывать лекции по антитеррористической тематике (например, «Методы и способы вовлечения молодежи в террористическую деятельность и противодействие им»), с участием представителей правоохранительных структур, психологов, социологов (возможно - с привлечением лиц, отказавшихся от террористической деятельности);
- проводить адресную профилактическую работу с учащимися, подпавшими под воздействие террористических идей. При необходимости привлекать специалистов - психологов, социологов, представителей правоохранительных структур;
- привлекать учащихся и молодежь к участию в мероприятиях, посвященных Дню солидарности в борьбе с терроризмом (флешмобы, возложение венков, вахты памяти и т.п.);
- проводить мероприятия по отработке у учащихся и молодежи практических навыков действий и поведения при совершении в их отношении террористических актов (сценарии: захват заложников, угроза взрыва и пр.).
3. Активно проводить пропагандистские мероприятия, направленных на дискредитацию террористической идеологии, формирование в молодежной среде идей межнациональной и межрелигиазной толерантности, в т.ч.:
- развивать дискуссионные площадки для обсуждения проблематики террора и контртеррора, организовывать студенческие и школьные диспуты, викторины, конкурсы;
- привлекать и стимулировать учащихся и молодежь к участию в мероприятиях, направленных на ее духовное и патриотическое воспитание, формирование межнационального и межрелигиозного согласия (фестивали, конкурсы, концерты и пр.);
- организовывать производство и размещение наглядной агитации, демонстрировать кино и видеопродукцию антитеррористического содержания;
- участвовать в реализуемых антитеррористическими комиссиями в субъектах Российской Федерации и правоохранительными структурами мероприятиях по социализация детей террористов и их пособников, детей мигрантов, иностранных граждан, лиц без гражданства, а также выделенных категорий молодежи, возможно попавших под влияние деструктивных элементов.
Сайты антиэкстремистского и антитеррористического содержания:
Национальный антитеррористический комитет
http://nac.gov.ru/
«Россия. Антитеррор»: Национальный портал противодействия терроризму
http://antiterror.ru/library/broshures/
Антитеррористический центр государств-участников Содружества Независимых Государств
http://www.cisatc.org/
Информационно-аналитический портал «AntiterrorToday»
http://antiterrortoday.com/ru/antiterror
Цель проекта - систематизировать и предоставить комплексное видение терроризма и экстремизма для специалистов различного уровня и направления деятельности.
Портал «Наука и образование против террора»
http://scienceport.ru/
Экстремизм.ru
http://www.ekstremizm.ru/
Сайт «Бастион»
http://smi-antiterror.ru/
Курсы спецподготовки журналистов, работающих в экстремальных условиях и горячих точках.
Антитеррор: Спецназ Российской Федерации
http://antiterror.sitecity.ru/
Страничка, посвящённая отрядам специального назначения ФСБ и МВД. Спецназ, спецоперации, оружие, фотографии.
Вымпел - В
http://vimpel-v.com/terakt
Межрегиональная общественная организация ветеранов подразделений специального назначения «Вымпел-В» создан в 2004 году ветеранами антитеррористического спецподразделения Управления Центра Специального Назначения Федеральной службы Безопасности Российской Федерации.
Сайт «Хранитель». Медиапортал о безопасности
http://www.psj.ru/
«Азбука безопасности» - проект для детей и взрослых
http://azbez.com/
Антитеррор: рекомендации и советы специалистов о правилах поведения в случае террористической угрозы.
Терору нет!
http://terrorunet.ru/
«Молодежь за Чистый интернет» - независимый сайт молодежного объединения студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана
http://www.truenet.info/
Молодежь за честный Интернет
http://inter-da.su/